Свадебная мода первой половины ХХ века

Май 2008СпецпроектыСвадебная мода первой половины ХХ века

из собрания Александра Васильева, бутика винтажной одежды «Brocade», Григория Пятова. 

«С древнейших времен свадьбы почитались, наравне с рождением, одним из самых значимых и счастливых событий в человеческой жизни. Свадебные обряды сильно менялись со временем согласно религиозным верованиям различных народов и эпох. Но некоторые из самых древних традиций дошли до нашего времени: фата – вуаль невесты – символизирует непорочность девушки; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд девушки, тоже частица дохристианской традиции. 

Истоки обряда христианского венчания всходят к временам Древнего Рима и связаны с именем святого Валентина, тайно венчавшего влюбленных христиан. Православие придавало огромное значение блеску и парадности костюмов молодоженов. Однако традиционное сегодня белое платье невесты вовсе не было обязательным в прошлом. Например, в средние века, в Европе цветом невесты считался зеленый, в эпоху рококо подвенечные платья делали розовыми, серебряными и кремовыми. 

Родоначальницей моды на белое подвенечное платье стала французская принцесса Мюрат, прелестница наполеоновской поры. В начале XIX века мода на античность привела к тому, что белый цвет стал главным в подвенечных платьях. При этом свадебные наряды всегда стремились к традиционности, даже некоторому архаизму кроя. Так уж повелось, что свадебная мода меняется медленнее, ведь в разряде семейных ценностей свадьба – это традиционность, а вовсе не авангард. 

Эпоха романтизма с легкой руки шотландского романиста Вальтера Скотта подарила невестам еще один атрибут, без которого под венец не шла ни одна девушка викторианской эпохи. Это был флердоранж – венок и букет на платье, составленный из цветов апельсина. Но так как апельсины цветут раз в год весной, в другое время живые цветы пришлось заменить восковыми, после свадьбы их укладывали на бархатную подушечку и ставили на камин под стеклянным сферическим колпаком в память о свадьбе. 

Все же на протяжении XIX века силуэты свадебных платьев следовали веянием моды. Русская невеста в корсете и кринолине запомнилась всем по хрестоматийному полотну В. В. Пукирева «Неравный брак». Затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья. Упразднение корсета в начала XX века заставило кутюрье изменить пропорции и позднее укоротить платье, ставшие невероятно короткими в эпоху чарльстона, чтобы снова удлиниться в эпоху депрессии 1930-х годов. 

Мировые войны серьезно повлияли на свадебную моду. Тогда венчались впопыхах, не успевая или просто не имея средств заказывать роскошные подвенечные платья. 

Борьба с религией в СССР вынудила советских невест довоенного времени отказаться от традиционного белого подвенечного платья. Обручальные кольца тоже были на какое-то время запрещены большевиками. Возрождение моды на белые мини-платья из кримплена с короткой тюлевой фатой относится к 1960-м годам. 

В Европе кутюрье любили экспериментировать с фасонами свадебных платьев. Ив Сен-Лоран предложил невестам белый вязаный кокон, Пако Рабанн – белый купальник-бикини. Были попытки сделать подвенечное платье черным, серым, вновь розовым и даже красным. Оригинальное решение свадебного наряда в 1930-х годах предложила хозяйка Дома «Арданс» в Париже баронесса Аккурти, создавшая модели «Мой второй брак» – платье сиреневого цвета – и «Мой третий брак» – наряд огненно-карминового оттенка. 

И поныне день свадьбы остается самым светлым и торжественным событием в жизни каждого человека. Образы прошлого согреют ваши души, а собранные в книге фасоны свадебных нарядов разных времен, возможно, помогут вам найти свою модель подвенечного платья.»

Александр Васильев,
«История моды. Открытки. Выпуск 7. Свадебная мода»
Издательство Этерна, 2006. 




В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA