Городской костюм конца XIX начала ХХ века

Май 2008СпецпроектыГородской костюм конца XIX начала ХХ века

Городской костюм конца XIX – начала XX века
из собрания Натальи Костригиной

В художественной жизни и антикварной практике исторический костюм обычно находится на периферии. Его часто включают в программу художественных выставок как последний штрих, оживляющий музейную реконструкцию стиля. Однако вне музейных стен костюм редко является предметом систематического коллекционирования, и тем значительнее появление большого частного собрания, посвященного исключительно дамскому костюму. Антикварный салон «Сокровища Петербурга» представляет собранную Натальей Костригиной коллекцию городского костюма второй половины XIX – начала XX века, которая насчитывает более трехсот экспонатов. В ней представлены дамские платья для деловых визитов, выходов в свет, балов, венчаний; верхняя одежда (пальто, накидки, тальмы, жакеты, пальто для повседневных прогулок и вечерних выходов), всевозможные аксессуары: сумочки и шляпки, туфли и ботиночки, веера и перчатки… В этих затейливых платьях и своеобразных накидках, забавных ридикюлях и башмачках есть ощущение особой персональной принадлежности, не говоря уже об очевидной, несовременной изощренности и совершенстве рукотворного исполнения, что делает костюм едва ли не самой живой принадлежностью старинного быта, когда сам уклад жизни порою являл собой особый род искусства. 

С любовью и кропотливостью отреставрированные, с воссозданными и восполненными утратами, эти ветхие остатки былой роскоши привлекают как атрибут причастности к облагороженной временем иной, «красивой» жизни. 

Большая часть коллекции Натальи Костригиной происходит из Петербурга Серебряного века, когда недолгий российский ренессанс объединил усилия поэтов и художников, архитекторов и модельеров в создании нового облика, образа, атмосферы повседневного бытия. В 1890-х начале 1900-х годов под влиянием модерна корректируются очертания, элементы декора и палитра дамского костюма. В орнаментах преобладают растительные мотивы. Акцентируется модный S-образный силуэт. Ему вторят изгибы аппликаций, боа из меха, страусовых перьев, кружев, линии прически, волной обрамляющей лицо, и экстравагантные контуры широкополых шляп, украшенных перьями, цветами, лентами. Низко опущенные планки корсета создают «прямой фронт», смягчаемый напуском лифа и юбкой клеш. Костюмы из собрания Костригиной, относящиеся к этому периоду, демонстрируют особенности кроя и богатство внешних эффектов, проявляющихся в сочетании тканей контрастных фактур – атласа, бархата, кружева, шифона сложных пастельных оттенков, дополняемых вышивкой бисером, стеклярусом, аппликацией, шнуром, бахромой, тесьмой. В коллекции хранятся образцы декоративных вышивок вечерних туалетов, созданных в манере новых диктаторов моды – Леона Бакста и Поля Пуаре. Расшитые бисером и стеклярусом узоры представленного на выставке вечернего платья ассоциируются с орнаментацией бакстовских костюмов. 

С середины 1900-х годов поворот к классике, увлечение Востоком предопределяет и эволюцию костюма. Фигура обретает силуэт античной статуи с ниспадающими слоями тканями, ассиметричными драпировками, туниками. Образцы подобных вечерних платьев-туник имеются и в представленном собрании Костригиной. 

Во второй половине XIX века модельеры Петербурга и Москвы начинают конкурировать с законодателями мод – именитыми французскими фирмами, обслуживая двор и именитых заказчиков обеих столиц. Наряду с известными модельерами и фирмами, действовало множество более мелких «мастерских заказа» всевозможных специализаций, исполнявших образцы из модных журналов и повторявших последние новинки, полученные из Парижа. В центральных кварталах городах, в гостиных дворах и галереях размещались многочисленные салоны и магазины готового платья, в которых одевались состоятельные горожанки. В коллекции Натальи Костригиной есть предметы одежды с марками мастерских или торговых домов, таких как «Э. Лабгард», «Мюр и Мерилиз», «И. Л. Мандль» и т. д. 

Собирая и изучая старинные костюмы, создавая свой собственный стиль и образ, мы вновь и вновь пытаемся постичь секрет гармонии и одухотворенности, сокрытой в предметах старины.



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA