Винтаж: в прошлое

Стиль и модатекст28

Винтаж: взгляд изнутри

«Мода — это то, что выходит из моды», — сказала как-то Коко Шанель. Великая дева-основательница не упомянула, куда именно попадают вышедшие из моды вещи, но время дало ответ за нее. Сегодня мы знаем, что модные одежда и аксессуары не умирают, а превращаются в винтаж — загадочное явление, заполонившее умы ценителей моды в последнее десятилетие.

Вообще-то термин «винтаж» был позаимствован у виноделов и обозначает старое хорошее вино, которое с годами становится только лучше. В современном языке винтажными называют не только вина, но и любые другие предметы, которые относятся к какой-либо эпохе прошлого. Так что в модном смысле винтаж — это одежда, обувь, аксессуар или ткань, созданные от 20 до 70 лет назад и отражающие модные тенденции своего времени.

Первый винтажный бум пришелся на начало 90-х годов, когда его элементы стали использовать в своих коллекциях Стелла Маккартни (для Chloe), Вивьен Вествуд и Соня Рикель. К середине 90-х винтажем увлеклись многие: топ-модели (Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл), тусовщицы (Хлоэ Севиньё) и актеры (Джонни Депп). Сначала их появление на официальных приемах и торжествах в винтажных нарядах было воспринято модной общественностью как прихоть и желание необычным образом подчеркнуть свою индивидуальность. Однако вскоре тренд подхватили в Голливуде, после чего винтаж триумфально прошествовал по всему миру и прочно закрепился в умах модников.

Вторая волна славы винтажа прокатилась в 2001-2004 годах. Как ни парадоксально, тогда все началось с вещи, по сути, винтажем не являющейся. Это было платье из коллекции Valentino осень-зима 1992 года, которое Джулия Робертс выбрала для похода на церемонию вручения «Оскара» в 2001 году. Появление вещи почти десятилетней давности на мероприятии такого масштаба узаконило идею повторного выхода в свет в «старых» платьях. Как сказал сам Валентино, «тот фурор, который Джулия произвела в моем винтажном платье, больше никогда не повторится».

Коллекции весна-лето 2001 года изобиловали идеями, заимствованными у моды 20-х и 80-х годов ХХ века. Тогда же многие модные дома открыли линии по воспроизводству собственных легендарных моделей прошлого. Винтажные линии появились у Yves Saint-Laurent, Dolce&Gabbana и Sonia Rykiel.

С тех пор винтаж оккупировал гардеробы не только звезд кино и эстрады, но и многих людей стиля по всему миру. А последние годы наконец закрепили рамки понятия «винтаж». В 2004 году Сара Бэйли — редактор британского Elle — назвала винтажем платье Chloe четырехлетней давности, в котором на обложке журнала появилась актриса Гвинет Пэлтроу. Это заявление вызвало массу критики со стороны модного сообщества, и вскоре многие модные журналы поспешили отметить, что к винтажу можно относить одежду как минимум двадцатилетней давности. В настоящее время принято считать именно так, хотя споры о временных рамках винтажности по-прежнему не утихают.

Модный цикл

Сегодня винтаж — must have в гардеробе европейских и американских модников. Согласно одному из главных идеологов и поклонников этого направления в России, хозяйки винтажного магазина «Фрик-фрак» Ирины Гетмановой, это связано не только с популярностью винтажа как явления, но и с тем, что каждый год востребован разный винтаж: «Можно проследить аналогии между развитием моды в целом и спросом на винтаж того или иного поколения. Например, сейчас на Западе наблюдается небывалый спрос на винтаж 80-х годов, и я предвижу рост интереса к одежде этого периода и в России».

Винтаж действительно идет в ногу с современной модой. И это наверняка связано с известным постулатом о том, что каждые двадцать лет мода повторяется. При этом, конечно, мы наблюдаем не дословное повторение, а цитирование. Именно поэтому на подиумах 90-х современные вещи часто соседствовали с их прототипами и вдохновителями из 70-х. Наиболее показательна здесь известная в модном мире легенда о том, что свою первую после смерти Джанни Версаче коллекцию его сестра Донателла делала по выкройкам своей старой одежды, созданной в 70-е годы. И хотя первые коллекции Донателлы были сдержанно восприняты модниками, очень скоро ее интерпретация стиля Дома Версаче — более женственная, удобная и менее агрессивно сексуальная — завоевала массу сторонников и вернула Дому былую славу.

Сегодня мы наблюдаем использование элементов стиля 80-х годов во многих коллекциях осень-зима 2007-2008. Это и силуэт «новой Амазонки», с длиной до колена и акцентом на плечах Barbara Bui, и характерные малахитово-зеленый, фиолетовый и грязно-желтый цвета Emmanuеl Ungaro, и невероятные объемы Balenciaga, и крупные нарочито заметные пуговицы и молнии Chloe. При желании выглядеть в соответствии с последними тенденциями винтаж может очень пригодиться. Для этого придется всего лишь найти вещь с той же фактурой и силуэтом, что была показана на подиуме, но созданную в 80-е. И вполне вероятно, что именно она позволит вам создать изысканную комбинацию с вещами из новых коллекций.

Но, прежде чем начинать пополнять свой гардероб элементами винтажа, нужно научиться отличать его от секонд-хенда. Во-первых, винтаж — это дизайнерские или знаковые вещи прошлых лет, которые открыто подчеркивают свою историю. Вещь, которая не была модной при рождении, не может превратиться в винтаж спустя годы. Так, коротенькие платья с ярким крупным набивным рисунком в стиле Твигги производства 60-х годов могут считаться винтажем, а выпущенный тогда же широкий женский пиджак с удлиненными плечами, характерными для 80-х, — нет. Во-вторых, винтажная одежда не стесняется своей винтажности. «Винтажная одежда как бы кричит о том, что она старая, — добавляет Ирина Гетманова, — а секонд-хенд старается замаскироваться под недавно купленную и относительно новую одежду с небольшими следами износа».

Такой подход помогает сориентироваться и при покупке относительно недавно произведенной одежды, которая, как и платье Джулии Робертс, вызывает у специалистов сомнения относительно своей принадлежности к винтажу. Именно относительно новые вещи, кстати, чаще всего подделывают, ведь с начала 90-х годов активно развернулось контрафактное производство модной одежды.

Винтажная география

Винтаж популярен во всем мире, при этом для каждой страны характерна своя неповторимая культура того, что с ним связано. Например, в Германии границы между понятиями винтаж и секонд-хенд практически не существует, и винтажными обычно называют вещи из бывшей Восточной Германии, сшитые либо там, либо в странах просоветского лагеря. В Италии очень ценится одежда эпохи послевоенного неореализма, особенно из Сицилии и других южных регионов. Тем не менее носят ее немногие, ведь в Италии как нигде в мире шьется и продается огромное количество новой одежды.

Массовое увлечение винтажем во Франции едва ли касается Парижа. Специалисты связывают это с тем, что после Второй мировой войны столицу моды заселили преимущественно выходцы из бывших французских колоний, где отношение к моде было очень специфично. Поэтому, если вы надеетесь найти винтаж во Франции, стоит обратить внимание на юг страны: от Марселя и далее к Лазурному Берегу винтажные магазинчики попадаются довольно часто. Здесь преобладает интерес либо к одежде аристократичного покроя, напоминающей о том, что вы находитесь в традиционном месте отдыха европейского света, либо к очень простой, крестьянской, без изысков, сделанной из легких тканей.

Наибольшее развитие культура винтажа получила в Великобритании и США. Английская винтажная одежда обычно консервативна и стоит довольно дорого. Модельер Дарья Разумихина, выпускница культового лондонского колледжа Сент Мартинс вспоминает, что в 90-е годы она и ее сокурсники проводили дни напролет в комиссионных магазинах одежды Oxfam, и именно из завалов винтажной одежды были почерпаны многие революционные идеи, которые британская мода подарила миру. При покупке одежды из Великобритании также надо учитывать, что часто она очень заношенная. Культура ношения одежды в Великобритании такова, что ее хранят «до последнего», а количество произведенных экземпляров невелико.

Славится у ценителей винтажа и одежда из США, особенно 50-х годов. В то время одежду начали массово производить на фабриках, что создало непродаваемые запасы, которые со временем превратились в способ выражения протеста американских пацифистов 60-70-х годов. Они стали носить старую одежду в знак несогласия с системой, но со временем аудитория коллекционеров винтажа значительно расширилась, а форма протеста переросла в увлечение.

По словам Кати Казбек, студентки Parsons School of Design в Нью-Йорке — альма-матер Марка Джейкобса и других звезд моды: «Засилье штампованной одежды по Америке до сих пор велико, но рынок винтажа все больше набирает обороты. Иногда даже начинает казаться, что скоро либо винтажная одежда кончится, либо ее по стране станет больше, чем футболок фирмы Gap.

Сегодня у нью-йоркских ценителей винтажа наибольшим спросом пользуется „классический“ американский винтаж. Например, одежда периода войны во Вьетнаме или голливудские костюмы 50-60-х годов».

Столицей американского винтажа обычно называют Лос-Анджелес — близость Голливуда обязывает. В магазинах этого города можно найти иконы винтажа — вещи из коллекций Cristian Dior 1947-1957 годов (знаменитый стиль New Look), Pucci 60-70-х годов, Yves Saint-Laurent и Tierry Mugler.

Платьице в горошек

Российская публика с каждым годом оказывает винтажу все большую благосклонность. С одной стороны, мы просто не могли остаться в стороне от такого глобального международного тренда, пусть и воспринимаем его несколько позже Европы. С другой — все больше людей из разных слоев общества готовы открыто носить старую вещь, не боясь быть уличенными в попытке сэкономить.

Спрос у нас в стране специфичен — главными хитами были и остаются вещи, напоминающие о фильмах 50-х годов с Любовью Орловой, например, женская одежда в горошек, украшенная рукавами-фонариками. А вот винтаж 80-х, столь популярный во всем мире, в моду входит медленно — для большинства из нас такая одежда еще несет не слишком приятные воспоминания.

Особенностью российской винтажной культуры является и интерес к одежде из винтажных тканей или с элементами винтажа. Это «облегченная» версия, однако многие специалисты обращают внимание на то, что такой подход оправдан лишь в случае, когда модельер стремится сохранить элементы рассыпавшейся винтажной вещи. Дизайнер Саша Canochki исповедует подобный подход при работе над своими моделями. «Я часто покупаю ветхие вещи на блошином рынке и использую их элементы — брошки, аппликации, вышивки для создания новых», — говорит она. «Перекраивать хорошо сохранившуюся винтажную вещь — все равно что прикручивать оленя от 21-й „Волги“ на машину 2007 года выпуска», — отмечает Ирина Гетманова. Стилизацию под винтаж можно порекомендовать тем, кто интересуется данной тенденцией, но по каким-то причинам не готов носить откровенно старую одежду.

Среди западных модельеров особую приверженность к использованию «достижений прошлых лет» демонстрируют Стелла Маккартни и Вивьен Вествуд. На их показах часто можно увидеть моделей, комбинирующих одежду из новой коллекции дизайнера с винтажной вещью или аксессуаром. Таким образом дизайнеры подчеркивают, как новое гармонично сочетается с предметами вдохновившей их эпохи.

У Роберто Кавалли и Дольче&Габбана несколько иной подход: они создают новые вещи, откровенно напоминающие их собственные творения определенной давности, и срывают аплодисменты во второй раз. И это их нисколько не смущает. По словам Натали Рикель, дочери Сони Рикель, курирующей магазины Sonya Rickel Modern Vintage: «Мы не просто продаем во второй раз ту же самую идею — мы позволяем хитам прошлого разнообразить современный рынок моды».

Среди российских модельеров стилизацией и игрой с символами и силуэтами прошедших эпох увлекаются, например, Денис Симачев и Макс Черницов. А модельеры Ирина Зима и Катя Гомиашвили традиционно создают коллекции с использованием винтажной ткани и по старым лекалам. Модельерам нравится работать со старыми материалами. По словам Дарьи Разумихиной, она регулярно использует в своих коллекциях элементы винтажных этнических костюмов, которые собирает по всей России: «Очень часто я вижу фактуру ткани или интересный рисунок тесьмы, и у меня рождается идея нового костюма, — говорит она. — При работе с этническими мотивами винтаж помогает находить новые идеи. Они пылятся в музее, а затем могут произвести фурор в Париже и Лондоне».

Суждено ли винтажу в России остаться одеждой для интеллектуалов от моды? Вряд ли. Число поклонников винтажа стремительно растет. Приобретая винтажную вещь, вы можете быть уверены, что не столкнетесь со своим «двойником». Ведь любовь к винтажу сродни кладоискательству: есть шанс неожиданно отыскать настоящий шедевр.

Кроме того, винтаж придает своему хозяину статус человека, предпочитающего оригинал ремейкам. «Аудитория винтажа расширяется, потому что в России становится все больше раскрепощенных людей стиля, которые готовы платить за возможность быть уникальными, — говорит Ирина Гетманова. — Они понимают, что малые деньги кричат, а большие деньги — шепчут».


Наталья Барышникова 


Источник публикации:
Блог Ирины Гетмановой в ЖЖ (arina_chipshik)



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA