Старый, добрый, уютный винтаж

Стиль и модатекст11

"Я часто спрашиваю себя, действительно ли красивы старинные суповые тарелки, пивные кружки и щипцы для снимания нагара со свечей, которые мы так ценим, или только ореол древности придает им прелесть в наших глазах... 

Вот, например, фарфоровая собачка, которая украшает спальню в моей меблированной квартире. Эта собачка белая. Глаза у нее голубые, нос нежно-розовый, с черными крапинками. Она держит голову мучительно прямо и всем своим видом выражает приветливость, граничащую со слабоумием. Я лично далеко не в восторге от этой собачки. Как произведение искусства она меня, можно сказать, раздражает. Мои легкомысленные друзья глумятся над ней: В 2288 году люди будут приходить от нее в восторг. Нас будут с нежностью называть "великими мастерами, которые жили в девятнадцатом веке и делали таких фарфоровых собачек". 

Джером К. Джером "Трое в одной лодке, не считая собаки".

Что, зачем и почему, или "Как страшно жить!" 

По признанию историков моды, критиков "дамских" журналов и обычных граждан, пристально следящих за модой, в последнее десятилетие показы напоминают, скорее, путешествие во времени, ретроспективу модных тенденций XX века. Это могут быть буквальные цитаты, блестящие имитации, даже пародии, но, казалось, что дизайнеры зациклились. Заговорили даже о кризисе, отсутствии гения (Пако Рабанн). 

А потом появился винтаж (vintage). И сразу же оправдал и придал новый смысл царящему на подиумах декадентскому настроению. Теперь самый модный стиль можно встретить, где угодно: понятное дело, на модных показах, в проектах дизайнеров интерьеров, у парикмахеров, ювелиров, визажистов, парфюмеров и прочих людей, прислушивающихся к "писку моды". Правда, к винтажу слово "писк" уже неприменимо: эта мощная волна захлестнула, увлекла за собой и понесла дальше не только модниц. 

Переводится это красивое слово незатейливо: "vintage" (винтаж) - это высококлассное вино определенного года, многолетней выдержки. Желательно не менее десяти лет. Известно, что благородное вино с возрастом становится только лучше. То же самое можно сказать и о вещах, но о вещах уникальных, высококачественных, аутентичных, конечно, дорогих. В общем, благородных (ассоциация с коллекционным вином более чем прозрачна). В противном случае применяется грубовато-стыдливый термин "б\у". 

Винтажная вещь, непременно, должна быть узнаваема: во-первых, четко ассоциироваться с определенной модной эпохой, во-вторых, с определенным дизайнером. И в отличном состоянии. Конечно, это повышает ее стоимость до небес, но зато такой точно ни у кого нет - "не укупишь" - как говорят в народе. Эксклюзивность и патина времени придают винтажным вещам шарм, одухотворенность и даже одушевленность. Потому-то так много поклонников винтажа во всем мире. Но мы любим винтаж не только за это. 

Став вполне легальным модным течением, "винтаж" тут же оброс теоретической базой, апологетами, исследователями и проч. (кстати, одну из наиболее полных работ об этом стиле написала Трейси Толкиен, понятно, внучка самого модного писателя XX века). Большинство склонно рассматривать повальное увлечение винтажем как попытку убежать от страшной действительности в другой мир, познанный, прожитый, а значит, и безопасный. Где можно отдохнуть от жизни, остановиться на минутку, вспомнить лучшее: К тому же, этот мир дарит успокоительное ощущение связи времен через уютные, любимые и тоже немного уставшие от жизни вещи.

Немодная мода 

":женщина делает макияж, надевает платье, ее видит мужчина и говорит: "О боже, как же это красиво!" И тогда проявляется смысл всего происходящего. Вот этот момент восприятия красоты - он самый важный. И этот момент - он ведь исчезает, проходит. Я не хочу сказать, что и эта вещь исчезает. Она просто отправится в гардероб, и через пять лет вы ее достанете, и это будет гениальное платье vintage на выход. Потому-то vintage так моден и важен". (Том Форд в интервью журналу "Vogue".) Как говорится, умри - лучше не скажешь. Доступно и понятно самый модный и успешный дизайнер объяснил суть и сущность этого потрясающего явления: винтажная вещь - прежде всего вещь любимая. За что, вопрос второй, возможно за красоту, удобство, имя дизайнера, а, возможно, за воспоминания о том триумфе, свидетелем которого она была когда-то. 

Дизайнеры же, в свою очередь, тоже питают слабость к этому стилю. John Galliano, например, в своей последней коллекции напрямую цитировал себя раннего. Gucci и Ralph Lauren выпустили винтажные коллекции. Дом моды Prada открыл магазин в ретро-стиле, а Dolce&Gabbana представили в Милане новый бутик, ориентированный на продажу старых коллекций. Старые, но не старомодные вещи, немного обновленные, проверенные временем и овеянные славой дизайнера оказываются более востребованными, чем новинки из последних коллекций. Правда, за время тоже приходится доплачивать - винтажные вещи обычно значительно дороже новых. 

Существует, правда, псевдо-винтаж: искусственно состаренные, как бы поношенные вещи заполонили подиумы и магазины. Но для настоящего знатока подобный суррогат неприемлем: им важен не столько возраст вещи, сколько ее история. Потому-то и скупают на аукционах за баснословные деньги платья, туфли и бриллианты голливудских звезд, подлинные рукописи и стулья из дворца - покупаются не вещи, покупается история, мечта, легенда.

Винтаж в интерьере, парфюмерии, косметике, далее везде 

Говоря о просто-таки эпидемическом распространении винтажа в современной жизни, нельзя умолчать об одном его достоинстве: на самом деле он вне моды. Он не диктует, не ставит жестких рамок, совсем наоборот, винтаж подразумевает и предлагает такой простор для фантазии, такой богатый выбор стилей, эпох и времен (смешивать можно, взбалтывать - никогда), что не "попасть", остаться вне него может только ленивый. 

Самые модные люди выбирают винтаж еще и потому, что он позволяет создать персональный стиль. Только этот стиль позволяет чувствовать свою исключительность. Можно, конечно, купить новую вещь, выпущенную в ограниченном количестве. Но где-то там, у антиподов, наверняка найдется как минимум еще одна такая, - подобная мысль отравит всю радость от покупки. Винтажное же колечко, доставшееся от прабабушки-княгини, существует только у вас. А если где и встретится случайно такое же, так там прабабушка другая - всего-то баронесса. Т.е. налицо принципиальная разница - в культурно-исторических контекстах. 

Сегодня никто уже не спорит, что интерьеры винтаж теплее, уютнее и гармоничнее, чем выдержанные в едином, строгом стиле. Главное, избегать музейности - вам здесь жить, все-таки. 

Мода на винтаж не обошла стороной ни косметику, ни прически, ни парфюмерию. И, если в первых двух случаях речь может идти только о псевдо-винтаже, по понятным причинам, то винтаж-парфюмерия существует в режиме on-line. Старинные духи, вскружившие, покорившие, взволновавшие не одно поколение, подкупают не только запахом и шармом, но и своей респектабельностью и историческим шлейфом. Знатоки высоко ценят ароматы 1910-20-х гг. от Guerlain (Acquva di Parma, Roger&Gallet, Greed), старый Dior. А вот о Chanel ?5 в контексте винтажа говорить не принято - они за гранью. Хотя другие ароматы 1930-50-х гг., такие как Bois de Isle и Cuir de Russie, до сих пор продаются в бутиках. Раза в два дороже, чем новинки - на то он и винтаж.

Винтаж по-русски, или Особенности национального винтажа 

Если примерить хронологические рамки винтаж - XX век - на историю нашей страны, то можно без ложной скромности заявить: Россия - страна победившего винтажа. Причем у нас винтаж на протяжении всего указанного периода был выстраданным, вынужденным, пусть бессознательным, зато повсеместным. И еще мы не знали этого слова, а жаль.

Исторические катаклизмы и общая непредсказуемость жизни сначала, а затем неповоротливость промышленности и оторванность от мировых модных тенденций не позволяли нашим людям разбрасываться вещами. Их передавали из поколения в поколение, в меру сил и фантазии обновляли, ремонтировали, перешивали, сохраняли до лучших времен (или на черный день) - и все это без лишнего пафоса. Просто жили в этих декорациях. Жили-жили, нажились.

Наверное, поэтому сегодня у нас винтаж немножко прозападный, слегка кинематографичный и оттого в массе своей выглядит наносным. Хотя есть и исключения - приятные. Модельер и художник по костюмам Елена Супрун, например, удачно обыгрывает в своих коллекциях подлинные вещи, деликатно вписывая их в современность, пытаясь при этом возродить вышивку бисером, вышивку в стиле модерн, роспись по ткани. Еще один персонаж винтажной суб-культуры - Рената Литвинова. Синтетический образ - кинодивы 30-х гг. и девушки из самолета в небе (цитация 60-х гг.) - не вызывает ощущения диссонанса, настолько все продуманно, выверенно и при этом искренне. Интересно, что безошибочно выбранные ими для интерпретации из всего XX века эпохи: модерн, золотой век кинематографа и неоднозначные 60-е - совпадают и с общепринятыми представлениями об изысканности и тонком вкусе, и с мнением знатоков, и с предпочтениями поклонников винтаж. И не только в России. 

Еще одна особенность стиля винтаж по-русски (из личных наблюдений): в отличие от антиквариата, винтаж доступен практически всем. Вот только на Западе в него "играют" как раз все, а в России - только единицы. В основном люди, которым вроде бы "положено" - модельеры, дизайнеры интерьеров, артисты. Хотя вся прелесть этого стиля как раз в его многогранности, вариативности и отсутствии всех и всяческих рамок. Главное, чтобы вам нравилось - и тогда это будет стильно, душевно, трогательно и модно. Винтажно. 

Виктория Трифонова 

источник публикации
http://effprint.ru/



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA