Винтаж: новое с духом старины

Справедливо говорят: сколько людей, столько и вкусов. Кому-то по душе суперсовременная мебель в стиле хай-тека или минимализма, кто-то предпочитает стиль кантри или неумирающую классику. Впрочем, потребитель должен быть готов к тому, что любые новшества в конечном счете сменяются еще более "продвинутыми" новинками, уходит мода, меняется настроение, и вам хочется сменить простые геометрические формы на нечто более индивидуальное. В последнее время актуальность приобрела мебель с так называемым "эффектом старения", или, говоря языком специалистов, - винтаж. 

винтажный интерьер

винтажный интерьер

винтажный интерьер


Говорят, что все популярное рано или поздно становится сначала ширпотребом, а потом старьем. Единственная категория вещей, которая удивительным образом умудряется избегнуть этой печальной участи, - мебель антикварная, которая с течением времени приобретает все большую ценность и в конечном итоге просто переходит из одного века в другой, не теряя привлекательности. Выражение "благородная старина" всегда внушает уважение и заставляет людей в огромном количестве посещать аукционы и платить бешеные деньги за какой-нибудь простенький комод, который их прабабушка, возможно, и в дом бы не поставила. Такова магия времени, и тут уж ничего не попишешь. Старинная мебель обладает своей собственной душой, она - свидетельница истории, и даже просто прикасаясь к ней, можно почувствовать неспешное течение жизни в скрипучих дверцах или потускневшем зеркале приземистого трюмо. Кто сидел перед этим зеркальным столиком, какие люди отражались в нем? Неразгаданные загадки чужой жизни - вот что неудержимо влечет людей к антиквариату. Есть и еще одна причина для ажиотажа - престиж. Всем известно, что старинная мебель, если только она не перешла к вам по наследству, приобретается отнюдь не дешево, а зачастую и баснословно дорого. Следовательно, вы можете с законной гордостью заявить гостям: это антиквариат - и быть уверенными, что одно только наличие такой мебели уже поднимает вас в их глазах на несколько ступенек выше.

Впрочем, шарм времени вполне может быть и не совсем настоящим, а смотреться вполне достойно. В современном мебелестроении он носит название "винтаж", или технология искусственного старения вещей. Проще говоря, если обойти словесные "закавыки", речь идет о подделке мебели под старину, но вполне законной. Действительно, при состаривании применяются практически те же самые технологии, что используют хитрые фальсификаторы, с той лишь разницей, что никто не пытается скрыть - мебель совершенно новая.

Покупатель изначально знает, что "старинным" винтажное трюмо можно назвать лишь в кавычках, ибо оно было произведено всего пару месяцев назад и очень умело состарено.

Кроме того, винтаж - это не всегда копия некоего подлинника. Возможно, дизайнеру захотелось сделать новую, но скучную мебель более интересной или соединить новаторские идеи с намеками на старину. В любом случае, что бы ни двигало создателями винтажа, покупатели предпочитают его антиквариату по нескольким вполне понятным причинам.

Во-первых, настоящий антиквариат стоит дорого, между тем, как визит дизайнера, владеющего техниками винтажа, или покупка готовой состаренной вещи тоже обходится не дешево, но значительно дешевле, чем подлинная старина.

Во-вторых, бытует мнение, что вещи хранят отпечаток своих прежних хозяев и их судеб, а, между прочим, это далеко не всем нравится. Покупатель сталкивается как минимум с неизвестностью, а то и с придуманной продавцом легендой (как любил говаривать предприимчивый миллионер из детского мультика "Кентервильское привидение", замки с привидениями стоят дороже просто замков). Причем, в силу каких-то причин, люди скорее склонны подозревать во всем какие-то зловещие тайны, нежели просто счастливую семейную жизнь у домашнего камелька. И в самом деле - кому интересно, что тут сидела хозяйка и варила, пардон, гороховый суп? Вот если она на этой самой кухне кого-нибудь прибила половником - это уже другое дело! Одних это радует, другие шарахаются по этой самой причине от антиквариата как черт от ладана - ну их, прежних этих хозяев с их проблемами!

В-третьих, подлинный антиквариат и серийность - две вещи несовместные. Любителей старины в мире столько, а антиквариата так мало, что именно это и рождает "черный" рынок качественных и не очень криминальных подделок. Понятно, что на всех подлинников просто никак не хватит.

И последняя, но от этого не становящаяся менее важной причина - у слова "старый" есть справедливый синоним "ветхий". Тут ничего не поделаешь - с течением времени ничто крепче не становится, даже надгробная плита. И тут бессильны даже самые искусные реставраторы. Именно поэтому, если мебель нужна вам не в качестве тщательно оберегаемого экспоната, а как непосредственно мебель, "настоящему", пережившему еще царя Гороха, столу лучше предпочесть его новый вариант, только сознательно "состаренный". 


КАК ВОЗВРАТИТЬ… СТАРОСТЬ?

Как мы уже говорили, при создании винтажной мебели за образец может быть взят настоящий антиквариат - будь то гардероб из музея или комод, "подсмотренный" у голландского живописца. Самое интересное начинается, когда основа, то есть новая мебель, уже готова. Дизайнеры с особой тщательностью художественно трут и царапают ее, наносят краску в специальной технике, как будто она выцвела за долгие годы эксплуатации. А изящные рисунки - росписи приглушенных тонов - покрываются трещинками… Имитируется все, что могло происходить с вещью, будь у нее реальный владелец: "отметины" древесных жучков, след от поставленной задумавшейся хозяйкой горячей чашки, отбитая и немного криво приклеенная ручка сахарницы. Так для каждой вещи создается история, которой у нее никогда не было. 

винтажный интерьер

винтажный интерьер


Лучшие специалисты в создании старины - реставраторы, которые досконально знают порядок обновления старинной вещи и обратный ему процесс старения. Но в создании качественной псевдостарины важную роль играет не только умение реставратора, но и соблюдение стиля во всем: материалах, красках и покрытиях. Традиционно используются такие свойственные антиквариату и хорошо поддающиеся состариванию материалы, как дерево, керамика, кованый металл, латунь, льняные ткани, тканые "вручную" ковры. Вообще, винтаж должен носить отпечаток handmade, ведь мастер с умелыми и натруженными руками был лучшим "оборудованием" дореволюционных мануфактур.

Первое место по пригодности к состариванию занимают древесина и латунь. Цвета к этим материалам подбираются соответствующие - приглушенные, природные. Но если и встречаются яркие оттенки (например, столик "когда-то был кирпично-красным"), их непременно делают размытыми, потертыми… И, конечно, никакого блеска - только матовые лаки, а лучше воск. Эмаль, резьба, роспись (все - в тщательно продуманных и кропотливо созданных трещинках) завершают милый старинный образ.

Впрочем, только образ и может роднить винтажную мебель с настоящей стариной. А ее "начинка" может отвечать требованиям самого придирчивого любителя хай-тека. Особенно если речь идет о кухонной мебели. Встроенная в "старинный комод" посудомоечная машина - наглядный пример того, что состаренным предметам интерьера не чужда современная функциональность. Возможно, в этом и кроется главная причина появления винтажа в наших домах. 


Лиза ЯЦКОВА

Источник публикации: Газета "Мебель"

Фотографии: Alessandria.my1.ru, Artkamin.com, My.passion.ru, Galleria.ru



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA