Винтажные куклы и их оригинальная одежда

Иногда для коллекционера или историка оригинальная кукольная одежда представляет даже больший интерес, чем сама кукла. Сегодня сохранилось не так уж много старинных женских нарядов — что уж говорить о целых гардеробах! Но молчаливые фарфоровые красавицы не только отражали ту или иную эпоху в моде, они позволяли экспериментировать, искать и демонстрировать новые тенденции. Кукольная одежда представляла в миниатюре не только изменения в высокой моде, но также и в обычной ежедневной одежде. Из-за маленького размера весь гардероб легко умещался в одном ящичке или сундучке, поэтому до наших дней дошли миниатюрные версии старинной одежды разных периодов времени. 

винтажная кукольная одежда


Но, увы, даже кукольная одежда со временем изнашивается. Необходимо обращаться к историческим материалам, рисункам, чтобы убедиться, например, что большинство шляп и чепчиков раньше отделывались перьями и пухом, хотя сейчас лишь немногие сохранили эту отделку.

Коллекционирование кукол в оригинальных одеждах или воссоздание их по старинным выкройкам, с использованием антикварных тканей - один из наиболее приятных и познавательных опытов в коллекционировании кукол. Оригинальной считается одежда, которая принадлежит кукле с самого начала или была заменена в годы детства ее первого собственника, то есть с учетом моды того времени.

Со второй половине XIX века даже так называемые "неодетые куклы" часто продавались в рубашке, украшенной кружевами, в туфлях и носках. Иногда платья была сшиты из дорогих материалов и стоила даже дороже, чем сама кукла. 

В начале ХХ века, когда большинство коллекционеров кукол сосредоточились в Америке, многие из них не считали важной оригинальную кукольную одежду, или ценили только ту, что была в безупречном состоянии. Они с легкостью переодевали своих фарфоровых красавиц в платья, сшитые по моде начала ХХ века, а старые выбрасывали.

Фольклорные костюмы, в которые изначально одевали многих французских и немецких кукол, были популярны среди путешественников, но не ценились коллекционерами. Часто дилеры сталкивались с трудностями, продавая кукол в фольклорных нарядах, поэтому они переодевали их в новую, более богатую, в духе требований времени. Между тем среди фольклорных костюмов было немало редких, интересных экземпляров - вплоть до костюмов британских мясников, носивших передники из бело-голубой полосатой ткани. 

винтажная кукольная одежда

винтажная кукольная одежда

Одежда для французской куклы конца XIX века

Репродукция кукольной одежды, 
сшитая полностью из старинных тканей


Сегодя куклы в оригинальных платьях стоят особенно дорого, но ценятся так же и хорошие репродукции. Чтобы воссоздать старые наряды, коллекционеры изучают исторические иллюстрации и специальную литературу. Они прекрасно знают, что такое "рукав-пагода" (сильно расширенный книзу, характерный для 1850-1860 годов) или рукав - "овечья лапка" (узкий внизу и сильно присборенный наверху). Иногда старинная одежда воссоздается столь искусно, что даже опытным специалистам трудно сразу сказать, где подлинный образец, а где - репродукция.

Можно выделить три категории кукольных костюмов по методу их изготовления. Самая распространенная и простая - та, что сшита дома, когда платья мастерили по журнальным выкройкам из использованных тканей. Вторая категория - профессионально выполненная одежда. Ее выпускали профессиональные швеи - как на дому, так и в мастерских. Зажиточные семьи часто имели в услужении хорошую модистку, которая регулярно приходила в дом, обшивала детей, а заодно и для их кукол, используя небольшие остатки и обрезки. Поэтому в кукольных костюмах отображался стиль вещей, которые носили в той или иной семье.

Такая кукольная одежда чаще всего сделана очень тщательно, с учетом модных тенденций, из хороших тканей. Иногда производители кукол нанимали профессиональных модисток или использовали навыки собственных жен в изготовлении костюмов для кукол. Некоторые выдавали материал и выкройки швеям-надомницам (это практиковалось вплоть до 1920-х годов). В Париже были целые улицы с портновскими мастерскими, обшивавших исключительно кукол и отправлявших в магазины огромное количество сундучков с кукольными гардеробами.

Третья категория - одежда, сделанная для коммерческих шоу-показов. Привлекательные и недорогие, эти наряды призваны были лишь "пустить пыль в глаза". Богатая отделка часто делалась только впереди платья, да и та порой просто из бумаги. Детали скреплялись наспех большими стежками или булавками. Конкуренция была жесткой, мода менялась слишком быстро, поэтому изготовители кукол старались мгновенно менять старомодные или непопулярные образцы нарядов, и с минимально возможными затратами выпускали даже самые роскошные модели для показов.

В ХХ веке раскрой стал механическим: огромные партии похожих кусков вырубались одним движением машины. Однако многие производители кукол все-таки ежегодно меняли фасоны кукольной одежды, как того требовала мода. Кукольная одежда чаще всего следовала за детской модой, но иногда подправляла ее. В некоторых коллекциях есть примеры, подтверждающие, что детская одежда выпускалась как копия уже существующей кукольной. Удачные куклы могли оставаться на рынке долгое время, но их костюмы - всего лишь несколько кратких лет.

Ильмира Степанова, Петербург 2006 

Источник публикации:
Блог D_elusio_n в ЖЖ



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA