История спортивной обуви

В последнее время кеды и кроссовки стали буквально нормой для стильно одетого человека и фактом модной жизни. Представленное многообразие форм и видов моделей просто потрясает. 



Яркий взлет ведущей дизайнерской мысли находит свое воплощение, казалось бы, в чисто спортивной экипировке. На первый взгляд, такая грубая обувь, как кроссовки, попадая в руки корифеев моды, преображается и ориентируется уже в основном на повседневную жизнь. Интереснейшие версии спортивной обуви родились благодаря своеобразной «гонке спортивных вооружений», возникшей между крупнейшими производителями спортивных товаров. Большие боссы REEBOK, NIKE и ADIDAS заложили зерно модной повседневной темы в концепцию собственных компаний не менее четверти века тому назад.

Первые спортивные бренды появились на свет, когда у спортсменов и им сочувствующих возникла потребность в современной качественной обуви. Но времена меняются, расширяется спортивный ассортимент и, соответственно, аудитория. Всеобщий интерес к спорту вдохновил известнейших кутюрье – так появились неожиданные проекты и сотрудничества. В 1992 г. итальянский Дом PRADA впервые включает в свои показы кроссовки. Дом FENDI предлагает дамам туфли, повторяющие форму кед, а Карл Лагерфельд обувает своих манекенщиц в шикарных платьях в кроссовки REEBOK цвета хаки.

Плодотворнее всех оказался дуэт авангардного японского дизайнера Йоджи Ямамото с традиционной немецкой маркой Adidas. Этот тандем создал настоящие кроссовочные хиты: кроссовки из расписанного хризантемами шелка, высокие боксерские бутсы из замши, перевязанные шелковым шнурком от кимоно, кроссовки-сапоги…

Интересны версии спортивной обуви особой конструкции, когда верх переходит на подошву-платформу, стирая грань традиционного места крепления верха и низа обуви. Все чаще наблюдается заимствование декоративных и конструктивных элементов среди обуви различного предназначения. Так, появляются совсем необычные «гибриды»: кроссовки на каблуках, кроссовки-сандалии, кроссовки – ковбойские сапоги, кроссовки-шлепки.

В последних коллекциях спортивной обуви явно чувствуется ностальгия по стилю 70-х. Кстати, именно в начале 70-х годов кроссовки, как никогда, были популярны и играли роль «свободолюбивых революционеров». Надевая кроссовки, молодые люди противопоставляли себя своим отцам, одетым в лаковые штиблеты. Отпечатки «адидасов» навсегда остались в мягком асфальте американской аллеи звезд, благодаря бунтующему Вуди Аллену и Стивену Спилбергу.

Начиная с 70-х годов кроссовки и кеды фирмы «Con­verse» пользовались успехом у бегунов. Резиновая мануфактура «Конверса» существовала в Штатах с 1908 г. Удобные парусиновые туфли на подошве из непрозрачной резины с укрепленным носом и на шнуровке до середины щиколотки в одночасье завоевали всеамериканскую популярность, а легендарный баскетболист того времени Чак Тейлор стал поклонником этих кед на всю жизнь. В эпоху хиппи на «конверсах» «расцветали» популярные цветы и пальмы, а яркая эмблема-звезда благополучно сияла по обе стороны океана, пока неожиданно не столкнулась с конкурирующими компаниями. Избежать банкротства «Конверсу» удалось достаточно радикальным способом – смешивая несочетаемое с неожиданным. Так, с 2001 г. продается «конверс» для девушек – на изящном каблучке, а для юношей – из лаковой красной кожи с черными шнурками.

Пожалуй, более других кроссовки «Adidas» имеют право называться культовыми. Легко узнаваемые и привычные нам адидасовские полоски выглядят сдержанно, даже несколько скромно и консервативно, в сравнении со своими коллегами. История компании «Adidas» зародилась в середине 20-х, а обувной бизнес семьи Дасслер был основан еще в начале XX в. Торговая марка Dassler sportshue не сразу обзавелась этими тремя знаменитыми полосками. В первоначальном варианте их было две, и они крепились в подошве, чтобы прочнее зафиксировать ботинок на ноге. Первые успехи компании в России начались почти четверть века тому назад. Тогда «Adidas» представлял экипировку для советских сборных по футболу, баскетболу, легкой атлетике, боксу и др. Именно в кроссовках «Adidas» наши спортсмены не раз одерживали победы на состязаниях прошлых лет.

В 1895 г. Джозеф Фостер, член клуба любителей бега, открывает свою фирму под названием «Фостер исыновья». Компания специализируется на производстве беговых туфель по индивидуальным заказам и выпускает первую модель шиповок, ставших бестселлером на ближайшие 50 лет. Эта обувь пользовалась невероятной популярностью среди атлетов Великобритании, а затем и среди спортсменов Европы.

В 1958 г. компания расширяется и меняет свое название на REEBOK. Это слово, обозначающее быстроногую африканскую антилопу с острыми рогами, обеспечило бренду небывалый успех во всем мире. В 80-е фирма выпускает суперпопулярные модели для фитнеса и аэробики, а в 2000-м разрабатывает систему воздушной динамической амортизации.

В год своего десятилетия в России «Reebok» запускает новую линию одежды и обуви для карапузов под названием «Weebok». Название было заимствовано из лепета малышей, не выговаривающих букву «р». 2002 г. стал буквально прорывом «Ree­bok» в модную индустрию. Сегодня для повседневных моделей этой фирмы трудится такой модный английский дизайнер, как сэр Пол Смит. Выпустив ограниченным тиражом высокие кеды из кожи Casoni collection, он создает настоящий ажиотаж вокруг них. Для еще большего оживления интереса покупателей компания пошла по пути смешения высокой моды и спортивного стиля, создав модели «респектабельные, но замешанные на хулиганстве». Бдагодаря такому хитрому маркетинговому подходу годовой оборот компании на сегодняшний день зашкалил за два ежегодных миллиарда долларов, а недавний десятилетний контракт на экипировку всех 29 команд НБА сделал будущее фирмы светлым и быстроногим.

35% мирового рынка одежды и обуви принадлежат сегодня NIKE. Логотип марки – небезызвестная галочка, или, как чаще говорят, swoosh (звук рассекаемого воздуха) был разработан в 1971 г. студенткой рекламного отделения Портлендского университета всего за 35 $. Девушка и представить себе не могла, насколько ее загогулька станет популярной и узнаваемой.

В течение последних 16 лет NIKE стремился создать такую модель обуви, которая бы не только защищала стопу спортсмена, но и была способна значительно улучшать спортивные результаты. NIKE расстался почти с двумя миллионами долларов только на приобретение необходимого оборудования для создания NIKE Shox, разработка которых велась под грифом «Секретно». Поистине революционная Shox-технология обеспечивает более «чуткую» реакцию на движение ноги. Колеса-пружины в подошве придают кроссовкам дополнительные амортизирующие свойства. Для изготовления верха применяется технология под названием «обезьянья лапа»: ткань как бы обернута вокруг стопы, что создает ощущение невесомости и одновременно обеспечивает поддержку на больших скоростях. В автомобильной промышленности аналогичные материалы практически не изнашиваются при пробеге более 160 000 километров. Сжатие пружин служит для смягчения удара и облегчения движения ноги после соприкосновения ее с поверхностью. Расположенные вокруг центра ботинка пружины действуют, как трамплин. Они производятся из уникальной высокоупругой пены, которая также применяется для амортизации удара в бамперах Формулы-1. Для каждого размера кроссовок существуют свои пружины, сконструированные в соответствии с размером ноги и весом тела.

Второе поколение Shox прошло самое строгое за всю историю компании исследование в своих научных лабораториях, где для проверки механических и биомеханических возможностей модели была построена высокотехнологичная баскетбольная площадка. Дебют этой технологии, состоявшийся в феврале 2000 г., закрепил за NIKE репутацию крепкого профессионала в области научных разработок спортивной обуви. Новые революционные модели «Presto» от NIKE сломали все привычные стереотипы. Концептуальность модели заключается в обозначении размера, соответствующего размеру одежды: S, M, L, XL... Понятие «размер» ушло в прошлое! Одна пара соответствует сразу нескольким. Вместо шнуровки у них пластиковая эластичная сетка, а подошва растягивается во все стороны.

Кстати, пластик становится все более популярным материалом. В этом году на суд поклонников спортивногостиля представлены кеды и кроссовки из пластика – их можно не снимать на пляже и в бассейне. «Легким движением руки» путем простого отрезания или вырезания податливого материала такие модели можно переделать по своему вкусу и усмотрению.

Спортивная обувь в наше время – как передовик производства: она первая испытывает на себе все новейшие и уникальные разработки, примеряет новый дизайн и проверяет трехступенчатые системы воздушных подушек в своей подошве. Нельзя однозначно говорить, в какой момент спортивная тема шагнула в мир моды, но мегаполис диктует свои правила жизни и именно спорт выходит в ней на первое место. 


Анна БОРОДИНА 

Источник публикации: Издательский дом "1 Сентября"



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA