Зонты и зонтики XIX — XX веков



Первый зонт из промасленной ткани появился в гардеробе французского короля Людовика XIII в 1637 году. Однако искусственное слово «параплюи» – «против дождя» – еще полтора века казалось франсоль» – «против солнца» – или итальянской «умбреллой», то есть «тенечком». Русское слово «зонтик» произошло от голландского zonnedek (зонедек) – «навес или крыша от солнца», а уж «зонт» возник из-за переосмысления данной формы как уменьшительной. 

Превращению зонта в модный аксессуар во многом способствовали французы, украшая его ленточками и рюшечками. Считается, что с первым дизайнерским зонтом имела обыкновение прогуливаться королева Мария-Антуанетта. Это был полуторакилограммовый зонт со спицами из китового уса. В описании свадебной церемонии Людовика XIV и Марии-Терезии есть любопытный факт. Среди слуг, составлявших штат невесты, упоминался и носильщик зонта: аксессуар был слишком тяжел для дамских рук. Надо сказать, что французский король обладал превосходным вкусом и необычайной склонностью к роскоши – зонты при его дворе были самыми пышными и вычурными. Их создавали из шелка и могли украсить драгоценными камнями. В то время дамские зонтики уже закрывались и открывались. 

К дождю женщины относились намного безразличнее, чем к гигантскому светилу. В пасмурную погоду они просто не выходили на улицу. Джентльмены зонты игнорировали, обходились плащом и шляпой. 


Отцом современного мужского зонта считается англичанин Джонас Хануэй, путешественник и известный денди. Он создал конструкцию, напоминающую современный зонт, а ткань заменил более плотной и темной. Начиная с 1750 года, Джонас в любую погоду выходил из дома с зонтом. Тогда это спровоцировало настоящий скандал. Бывшие деловые партнеры называли его «человеком среднего рода», мальчишки провожали свистом, а кучера, опасаясь, что из-за зонтов люди будут реже пользоваться их услугами в дождь, окатывали смельчака грязью из придорожных луж. Со временем бережливые английские джентльмены осознали, что, купив зонт однажды, можно значительно сэкономить на услугах кучеров во время дождя, и последовали примеру Хануэя. Хотя обвинения в женоподобности еще долго преследовали взявших в руки зонт, к моменту смерти Хануэя в 1786 году единомышленников у него заметно прибавилось. Постепенно англичане стали считать зонт неотъемлемым атрибутом мужского гардероба. Хотя им понадобилось время, чтобы привыкнуть к нему. В этот переходный период зонты хранились в кофейнях и клубах, в которых заседали джентльмены, и выдавались в пользование только в случае дождливой погоды, обязательно под покровом темноты и в комплекте с маской. 

Первые английские зонты делали из промасленного шелка, и, когда они намокали, их было непросто открыть или закрыть. Позже шелк сменили прочной тканью в клетку, пропитанной водоотталкивающим раствором. Верхушку зонта венчало деревянное кольцо, за которое зонт вешали в прихожих. 

В Лондоне первый магазин зонтиков «Джеймс Смит и сыновья» был открыт в 1830 году на Нью-Оксфорд-Стрит, 53. Он до сих пор существует по прежнему адресу. В магазине продавались зонты, которые были настоящими произведениями искусства. Каркас делали из дерева и китового уса, купол – из альпака (шерсти ламы) или промасленной парусины. Особое внимание уделяли дизайну ручки – она вырезалась из палисандрового дерева и была замысловато загнута. Первые зонты весили по два килограмма, были дороги и передавались по наследству. Но технические усовершенствования позволили в течение полувека уменьшить вес конструкции и цену предмета в несколько раз. 

В 1830-х годах была порвана последняя связь «дождевика» с «тенеиком»: возникла мода на черные зонты. В 1852 году Самуэль Фокс придумал зонт со стальными спицами. Прообразом этой конструкции стала интимная деталь женского туалета – корсет. С этого времени начинается современная история зонта. 

В середине XIX века этот предмет стал неотъемлемым атрибутом буржуа, символом консервативных ценностей, его носили поголовно все джентльмены без всякого дождя, в качестве тросточки. Дамский зонтик продолжал оставаться деталью модного туалета. 

В 1850-е годы XIX столетия он был не слишком длинным, около 52–54 см. А вот дождевые зонты – трости были почти метр длиной, да еще увенчивались шпилем до 10–13 см. 

В начале 1890-х годов вошли в моду и остались в ней надолго простые однотипные дамские зонты. Одни лишь ручки отличались вычурностью и неслыханной роскошью: они выполнялись из золота, оникса, слоновой кости, серебра и часто украшались рельефной монограммой. Модными были и деревянные ручки с вырезанными на них цветами или плодами. Часто ручки имели цвет обтяжки зонтов: например, ручка из розового дерева и обтяжка из шелка такого же оттенка или ручка из лимонного дерева с зеленоватым отливом, обтяжка в тон. 


Дождевые зонты начала ХХ столетия были темного цвета, практически без декора. Иногда по краю проходила полоса другого цвета. Кружевные зонтики конца XIX века в 1900-х годах вышли из моды, чтобы снова стать популярными в 1915 году. Цвета солнечных зонтов были самыми разнообразными, но непременно подходящими по цвету к платью. Ткань вышивали гладью, бисером, украшали тесьмой, кружевом, оборками. 

В 1910–1913 годах купол зонтика приобрел более выпуклую форму. Это было обусловлено изменением формы и увеличением объёма шляпок: именно тогда появились головные уборы с широкими полями, украшенные цветами, перьями, чучелами птиц, крыльями ласточек, искусственными фруктами и тому подобным. Чтобы защитить от солнца и дождя такую шляпку, ручки зонтов стали делать намного более длинными. Некоторые зонты стали похожи на колокол, другие – на тюльпан. Их пышно украшали вышивкой, плиссированными оборочками и гирляндами цветов. В моде были белые зонты, особой популярностью пользовались зонтики из тафты шанжан. 

К 1913 году сложились три типа дамских зонтиков: с высоким куполом (фасон «Клёш»), с высоким, но менее выгнутым куполом (так называемый фасон «Пирамида»), и с низким, более плоским куполом (фасон «Амбре-Помпадур»). Их ручки было принято украшать ленточками или витым шнуром с помпонами и кисточками. В сложенном виде зонтики вешали на руку. 

В моде 1920–30-х годов необычайно велика была роль аксессуаров, но акцента на зонт не было. В 1940–50-е годы морские курорты расцвели яркими красками китайских зонтиков. Расписной шелковый летний зонт на бамбуковом каркасе и тонкой деревянной ручке стал непременным атрибутом модниц. Но уже в конце 50-х годов прошлого века зонт потерял статус модного аксессуара и превратился в предмет, необходимый только в дождливый день.



В конец страницы
На главную
Контакты
Английская версия


 
Наверх
На главную
Контакты
Выставочная компания Эксподиум
Дизайн: SASHKA